Что значит читать карту окружающий мир
Перейти к содержимому

Что значит читать карту окружающий мир

  • автор:

Окружающий мир.Что такое карта и как её читать.

Тема урока: «Что такое карта и как её читать».

Тип урока: объяснение нового материала.

Цели урока:

— познакомить с понятием «карта», с видами карт;

— учить «читать» карту и правильно показывать объекты на ней;

-систематизировать знания детей о формах земной поверхности;

-воспитывать чувство патриотизма, заинтересовать путешествием по своей стране.

В результате изучения темы

учащиеся должны знать:

понятие «карта»;

-виды различных карт;

учащиеся должны уметь:

  • «читать» карту, показывать на ней объекты.

Освоение содержания учебного материала темы позволяет учащимся повысить свой уровень в части сформированности следующих общих компетенций:

  • Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
  • Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения учебных задач.
  • Работать в коллективе и команде.

Брать на себя ответственность за работу членов команды, за результат выполнения заданий.

Оборудование урока: учебник «Окружающий мир» 2класс, автор Плешаков А.А.ноутбук и проекционная система; электронная презентация; индивидуальные карточки-тесты; конверты с разрезными картами и карточками. Форма проведения урока: урок-путешествие.

I.Организационный момент.

— По дороге в школу я случайно услышала разговор трёх мальчиков.

Инсценировка, участвуют три заранее подготовленных ученика.

1 мальчик: «Я не боюсь отправиться в путешествие, потому что я хорошо знаю русский язык».

2 мальчик: «А я подавно не боюсь путешествовать. Я, кроме русского, знаю ещё иностранный язык».

3 мальчик: «А я знаю ещё третий язык – географический. С ним не заблудишься. Это язык карт».

-Как вы думаете, с кем из ребят можно смело отправляться в путешествие? Почему?

-Что такое карта? Как вы понимаете выражение «язык карт»? Это ваши предположения. Запомните их.

-А вот сегодня на уроке мы с вами и узнаем, что такое карта, будем учиться «читать карту». А помогать нам будет самый опытный в мире путешественник, мужчина в самом рассвете сил… Ну, конечно, Карлсон.

(Работа с 1-ым слайдом).

  1. Основная часть.
  2. Обобщение ранее полученных знаний.

-Но сначала Карлсон хочет узнать, а всё ли вы помните из уже изученного на предыдущих уроках. Ведь, по его словам, это вам сегодня ох как пригодится. Перед вами лежат карточки(приложение 1). Карлсон просит вас их заполнить (заполнение индивидуальных карточек-тестов).

-А вот и Малыш к нам присоединился и очень интересуется вашими результатами. С каждого варианта выходят по одному человеку и отвечают на свой вопрос.

(Работа со 2-ым, 3-им, 4-ым, 5-ым, 6-ым, 7-ым слайдами-тексты на слайдах появляются во время ответов учащихся)

— Кто не допустил ни одной ошибки? Кто допустил одну ошибку?

— Молодцы, ребята! Вы хорошо справились с заданием.

  1. Работа по изучению нового материала.

-Давайте вспомним, с чьей же помощью Карлсон будет вместе с нами путешествовать?

Страна без людей,

Города без домов,

Леса без деревьев,

Моря без воды. (карта)

-Как вы думаете, а что же такое карта?(предположения детей)

-Давайте проверим наши предположения. Откройте учебник на странице 94-95, найдите и прочитайте ответ на этот вопрос.

-Оказывается можно составить несколько карт одной и той же местности. Как вы думаете, всегда ли люди умели составлять такие карты?

-В глубокой древности, когда люди ещё мало знали об окружающем мире и не умели писать, они рисовали. Например, карта пиратов.

-Но позднее, осваивая новые территории, делая всё больше открытий, люди стали создавать всё новые карты.

-Например, какая это карта? Почему вы так решили? (карты историческая, полезных ископаемых, животного мира).

-Основными видами карт считают физическую карту и политическую карту.

-Но вот беда, ребята. Малыш никак не может понять, как по таким картам можно что-то разобрать? Ведь на них всё в беспорядке раскрашено разными цветами, какие-то чёрточки, линии. Как же нам быть? Что-то ведь надо делать? Как разобраться со всем этим?

-Вот Карлсон мне подсказывает, что не зря мы сегодня вспоминали стороны горизонта. Оказывается, очень важно знать их расположение на карте. Север на карте всегда указывают сверху. Помогите мне на карте обозначить остальные стороны горизонта.

(Работа с 11-ым сладом)

-А теперь давайте подумаем, что указано на карте разными цветами.

Итак, голубым цветом обозначена вода, коричневым – горы, зелёным и жёлтым – равнина.

-Ребята, Малыш интересуется, а почему же равнины обозначены двумя цветами.

Оказывается, на равнине есть низкие места – низменности, и более высокие – возвышенности. Зелёным цветом обозначены низменности, а жёлтым – возвышенности.

-Давайте посмотрим, как вы запомнили, что обозначают на карте разные цвета. Откройте учебник на странице 90-91. на карте найдите и назовите:

— моря, омывающие нашу страну с востока;

— равнину на западе нашей страны;

(Работа с 12-ым сладом)

  1. Физминутка.

Отдых наш – физкультминутка. Занимай свои места.

Шаг на месте, левой, правой, раз и два! Раз и два!

Поворачивай на север, раз и два! Раз и два!

Поворот крутой на юг, раз, два, раз, два.

Наклонились на восток, раз и два, раз и два!

А потом наклон на запад, раз и два, раз и два!

  1. Закрепление изученного материала.

-Вот наш Карлсон и обрадовался. Говорит, что на уроке он вспомнил свою бабушку, которая работала в туристическом агентстве и могла на карте не только показать любое место, но и много интересного рассказать о нём. Сможем ли мы пройти первый этап экзамена по приёму на должность туристического консультанта?!

Работа в группах.

-В агентство пришли новые путёвки. К сожалению, на почте они оказались перепутанными. Давайте поможем восстановить порядок. Соберите свою карту. Подумайте, как она называется.

-Как вы думаете, по какой путёвке не страшно отправиться в путешествие? Почему?

(Работа с 14-ым сладом)

-Найдите на географической карте нашей страны и покажите те объекты, которые указаны в ваших путёвках:

— местонахождение крупных городов;

-А чтобы всем было хорошо видно географические объекты, а вам открою маленький секрет. Стоять нужно слева или справа от карты. Показывать объект надо полностью и указкой.

-Молодцы, ребята! Карлсон и Малыш вами очень довольны.

III. Домашнее задание.

-Прочитать текст в учебнике на странице 90 – 95, уметь пересказать. Знать определение карты, уметь читать карту, правильно показывать объекты на ней.

IV.Подведение итогов.

-Наше путешествие на сегодня заканчивается. Возвращаетесь вы с таким багажом (выставление отметок).

— С помощью чего мы путешествовали?

— Что такое карта?

— Что значит «читать карту»?

— А Малыш и Карлсон прощаются с нами до новых встреч и просят вас показать на листочках ваше настроение от урока!

Будите ребенка спокойно; проснувшись, он должен увидеть вашу .

Очень важный период школьной жизни — переход из .

Займитесь вместе с ребенком какой-нибудь конкретной содержательной деятельностью. .

Урок чтения самый интересный, но трудный и ответственный. .

Есть некоторые упражнения ,которые способны значительно улучшить работу .

Зачем нужно уметь читать карту, окружающий мир 2 класс

Я хочу научиться читать карту, чтобы узнать что-то новое. На карте много разных обозначений, значков. Это очень интересно. Я хочу узнать, как на карте обозначаются реки, равнины, горы, а также значение разных цветов.

Также мне нужно уметь читать карту, чтобы не потеряться в лесу или в месте, где не будет связи. Сейчас все карты, навигаторы в телефоне, но телефон может разрядиться, сломаться, связь может пропасть. Чтобы не оказаться в трудной ситуации и не паниковать, нужно знать карту. Это дополнительный помощник, если вдруг что-то пошло не так.

Полезно уметь читать карту и в путешествиях. Чтобы понять, где ты хочешь побывать, как туда добраться, нужно изучить карту. Так будет ясно, через какие страны мы пролетим или проедем. Это удивительно и интересно. Посмотришь на карту – и понятно, где расположена Индия, где Греция. Интересно сравнивать размеры страны с Россией, как далеко она от России находится.

Если я научусь читать карту, то я смогу хорошо ориентироваться в незнакомом месте, не потеряюсь. Например, я хочу побывать в Стамбуле. Я смогу определить, где нахожусь сейчас, куда мне нужно добраться. Так проще путешествовать и узнавать новое. Так проще обращаться к местным жителям, если я хоть немного знаю о городе.

конспект урока 2 класс окружающий мир "Россия на карте. .П.р.№8 « Как читать карту»"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Цель: создать условия для ознакомления учащихся с физической картой России; условными знаками на карте, правилами чтения карты.

ПР: Личностные : формируем желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе

Познавательных УУД : умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания используя, свой жизненный опыт, дополнительную литературу и информацию, полученную на уроке.

Регулятивных УУД : уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, высказывать своё мнение;

Коммуникативных УУД: формируем умение делать выводы в результате совместной работы, слушать и понимать других; уметь договариваться и приходить к общему мнению; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в устной форме и аргументировать свою точку зрения и оценку собы

Предметные: — освоить первоначальные умения чтения карты; научиться показывать на карте Российскую Федерацию; получить представления об условных обозначениях на карте

Тип урока: урок овладения новыми знаниями, накопления фактического материала, его осмысления.

Оборудование: Учебник: Плешаков А.А. "Окружающий мир: Учебник для 2 класса – 2012г

Мультимедийный проектор, экран. Физическая карта России. Рабочая тетрадь.

— Разве милы нам хмурые лица,

Или чья-то сердитая речь?

Ты улыбкой сумей поделиться

И ответную искру зажечь.

— Я дарю свою улыбку всем вам, а вы поделитесь своими улыбками друг с другом, ощутите тепло и свет, радость и счастье. Давайте с таким настроением и начнем наш урок. И улыбнемся друг другу

2. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы

Наш урок я хочу начать с игры «Ассоциация». Я предлагаю Вам просмотреть видеоролик и ответить на вопрос: о чём пойдёт речь на нашем сегодняшнем уроке? (Демонстрация видеоролика) Вижу чудное приволье

Вижу нивы и поля-

Это русское раздолье,

Это русская земля!

Вижу реки и моря-

Это русские картины,

— А теперь давайте с вами прочитаем ещё одно стихотворение о родине. (читают несколько раз, по одному человеку)

Над Россией Солнце светит,

И дожди шумят над ней.

В целом свете, в целом свете

Нет страны ее родней! (О. Высотская)

— Молодцы! Вам понравилось стихотворение? Чем?

— О чём говориться в стихотворении?

— Почему автор стихотворения так считает?

(Россия – наша Родина, наш дом, как можно не любить?)

— О чем мы будем сегодня говорить на уроке? Как вы думаете, что мы можем узнать о нашей стране? Хотите ли вы это узнать?

Тема нашего урока: Россия на карте. (На доске).

Прием “Корзина идей” На доске: Россия – это .

— Мы говорим Россия. А что же это такое?

. место обитания многих животных и растений

. страна, где мы живем

… РФ – Российская Федерация

— А сейчас я попрошу вас отгадать загадку.

Моря есть – плавать нельзя,

Дороги есть – ехать нельзя,

Земля есть – пахать нельзя.

— Как вы догадались, о чём идёт речь?

RusArmy.com :: Перспективность РВСН, ядерного оружия и ракет.

— А для чего нам нужна карта?

На свете много разных стран,

Но есть одна страна:

От белых льдов до тёплых рек

Ни одно государство не имеет такой большой территории и такой длинной границы. Границы России проходят и по суше, и по воде.

Наша Родина такая большая, что если мы захотим проехать из края в край, то на самом быстром поезде эта дорога займёт целую неделю, а на самолёте придётся лететь целый день. —

— Сегодня я приглашаю вас в путешествие по нашей великой стране. Какие символы нашей России вы знаете?

— Мы пройдем по стране, изучая ее, с востока на запад и с севера на юг.

— Как вы думаете, о чём мы узнаем на уроке?

— И всегда с нами будет наша помощница – карта. Как карта нам рассказывает о земной поверхности? (На доске – карта).

— Как вы думаете, кому нужна карта, кому она может помочь?

— в стихотворении говорится о России, солнце, дождях.

— Мы сегодня будем говорить о нашей стране –России.

— Мы узнаем о, том как живут люди, какие растения и животные населяют нашу страну, как выглядит поверхность, куда текут реки, какие богатства таятся в недрах.

— путешественникам, геологам, историкам, географам.

3. Открытие новых знаний

— Что такое карта?

Карта – это уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости с помощью условных знаков (показ карты).

— Дома было задано узнать об истории карты.

Ученик рассказывает об истории карты. Как показывать объекты на настенной карте?

1. Стой у карты справа.

2. Показывай только указкой.

3. Показывай не надпись, а сам объект.

4. Показывай аккуратно и точно, названия произноси чётко.

Ученик рассказывает об истории карты .

1. Условные обозначения.

— Для того чтобы путешествовать по карте, надо научиться её читать. Читать карту – это не значит читать только надписи. Надо понимать и особый язык карты – условные знаки (обозначения и цвет).

2. Как читать карту .

1) Научимся определять стороны горизонта на карте.

Север на карте – вверху, юг – внизу, запад — слева, восток — справа.

2) Что обозначают на карте различные цвета.

Голубым цветом на карте обозначается – вода. Зеленым, жёлтым и коричневым – суша. Равнины (низменности) обозначаются зелёным цветом, а горы (возвышенности) – жёлтым и коричневым цветом.

3) Условные знаки карты.

Работа с учебником: стр. 95.

— Какие условные обозначения вы знаете, назовите?

— История возникновения карты: уходит в глубокую древность. Тогда ещё люди не знали письменности. Они делали рисунки на камнях, бересте, дереве, шёлке, костяных пластинках.

— Возраст первых найденных карт – 10 – 15 тысячелетий.

В России первая карта появилась в 16 веке. Царь Иван Грозный велел «землю измерить, и чертёж государства сделать». Первая карта в России называлась «Большой чертёж».

— Путешествуя, отправляясь торговать, люди вычерчивали карты тех мест, где они проходили и проплывали. На эти чертежи наносились реки, горы, моря, города, леса. Изученных территорий становилось всё больше и больше. Люди договорились между собой, что все эти объекты они будут обозначать на картах одинаково. Это для того сделали, чтобы люди. живущие в разных странах, могли ориентироваться по любой карте.

Мы немножко отдохнём.

Встанем, глубоко вздохнём.

Руки в стороны, вперёд.

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали.

Вверх на солнце посмотрели-

И их лучики согрели.

Чудеса у нас на свете:

Стали карликами дети.

А потом все дружно встали,

Великанами мы стали.

Хорошо мы погуляли

И немножечко устали!

Дети выполняют движения4. Применение нового знания

4. Работа с настенной картой.

— Продолжим знакомство с поверхностью России.

— Назовите и покажите на карте основные равнины и горные системы России?

— Давайте найдем на карте океаны, моря и крупные озера и реки. Кто нашел и сможет нам показать?

— Расскажите друг другу с какими видами поверхности нашей Родины мы познакомились?

Работа по учебнику.

Откройте на стр. 96 – 97. Рассмотрите рисунки и ответьте на вопросы.

Работа в тетради. Задание 1 – 3 на стр. 39 – 40 в рабочей тетрад

Ответы учеников у карты

Горы, равнины, моря, озера, реки, острова и полуострова.

5. Рефлексия (формирование и умения анализировать свои достижения)

Прием “Воздушный шарик”

— Покажите мне ваше состояние.

(Рука над головой – все понравилось, очень хорошо. Рука на уровне головы – не очень доволен. Рука на парте – все было плохо, хочется отдохнуть).

— Кто хочет пояснить свой выбор?

6. Подведение итогов

— Что нового мы узнали на уроке?

-Покажите на карте, где мы побывали с вами.

Показывают на каре: Горы, равнины, моря, озера, реки, острова и полуострова называя их.

7. Домашнее задание

1. Прочитать тему по учебнику (стр.90 — 97), ответить на вопросы, стр. 95.

2. Подготовить рассказ с фотографиями об одном из городов России, стр. 97.

Конспект «Как читать карту»

Цель урока: создание условий для формирования представлений о карте и способах ее чтения в процессе работы с учителем .

1. Формирование понятий карта, условные знаки. Ознакомление со способами чтения карты, с местоположением Саратовской области и Александрово — Гайским районом.

2. Развивать умения самостоятельно выделять и формулировать и сохранять учебную задачу урока, слушать собеседников, проявлять инициативу в учебном сотрудничестве, договариваться и находить общее решение.

3. Воспитание стремление к познанию нового, продуктивной совместной работе, воспитание экологически грамотного и безопасного поведения в природе.

Оборудование: презентация, учебник, раздаточный материал (карточки, рабочие листы, карта), географическая карта России, проектор.

Этапы урока

Действия учителя

Действия учеников

I . Организационный этап

— Здравствуйте ребята, садитесь

-Ребята, сейчас мы поиграем в игру «Нужные качества». Я буду бросать вам кубик, а вы мне назовете качество человека, которое помогает в учебе!

— А может ли настроение влиять на работу на уроке?

— Возьмитесь за руки, почувствуйте тепло рук и передайте это тепло друг другу по цепочке до последней парты, а потом обратно.

-Молодцы! Сейчас вы поделились волшебной силой через рукопожатие и взгляд. Каждый из вас позаботился друг о друге. Это говорит о том, что вы готовы помогать друг другу, работать в команде.

Приветствуют учителя, садятся, проверяют свою готовность к уроку

Дети называют внимание, старание, память, умение слушать, хорошо себя вести и т.д

С хорошим настроением легко учиться, а с плохим очень трудно чему-нибудь научиться .

II . Актуализация знаний

8 мин

Где можно найти?

Страны без людей,

Города без домов,

Леса без деревьев,

Моря без воды?

— Что такое карта?

— А как возникла карта?

— Когда в России появилась первая карта?

Карта – это уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости с помощью условных знаков

История возникновения карты: уходит в глубокую древность. Тогда ещё люди не знали письменности. Они делали рисунки на камнях, бересте, дереве, шёлке, костяных пластинках. Возраст первых найденных карт – 10 – 15 тысячелетий.

В России первая карта появилась в 16 веке. Царь Иван Грозный велел «землю измерить, и чертёж государства сделать». Первая карта в России называлась «Большой чертёж».

А как вы думаете, можно ли совершить путешествие по родной стране не выходя из класса?

-Сейчас, предлагаю поработать в паре.

— Откройте учебник на с.92-93. Рассмотрите фото. Сделаны они в разных местах нашей страны.

-Найдите эти места на карте, которая у вас на столе и обозначьте их.

-Давайте проверим, нашли ли вы эти места на карте?

Какое первое место было необходимо найти?

— Покажите на карте

Охотское море

-Черное море

-Уральские горы

-Таежные просторы Западной Сибири

-Вулканы на Камчатке

-С помощью карты.

Ищут места на карте и отмечают.

Белые медведи во льдах Северно- Ледовитого океана

Один ученик показывает

I I I .

Постановка цели урока

— Сегодня, Муравьишка случайно услышал разговор трех мальчиков:

1 мальчик говорит: «Я не боюсь отправиться в путешествие, потому что я знаю русский язык».

2 мальчик: «А я подавно не боюсь. Я кроме русского знаю ещё иностранный язык.

3 мальчик: «А я знаю ещё третий язык – географический, с ним не заблудишься.

— Ребята, что это за язык такой, географический?

— Ребята, глядя на доску с картой предположите, о чём мы будем говорить на уроке?

-А как вы думаете, все ли мы уже знаем о картах?

— Откройте учебник на с. 94 и прочитайте тему нашего урока.

— Какие задачи мы поставим перед собой на данный урок?

Сегодня на уроке мы с вами отправимся в путешествие по нашей великой стране и на протяжении всего урока с нами будет наша помощница – карта.

Мы будем учиться «читать карту», правильно показывать обьекты на карте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *