Разбираемся в подключении памяти на видеокартах: 128/256 бит против 192/384 бит
Производительность видеокарты зависит не только от GPU, но также от стандарта и емкости видеопамяти, скорости ее подключения. В технических спецификациях видеокарты указана ширина подключения VRAM: 128, 192, 256 или даже 384 бит, что влияет на пропускную способность. Она весьма важна для высоких разрешений и игр/приложений, интенсивно нагружающих видеопамять. Но что скрывается за этими цифрами? Как именно память подключается на PCB видеокарты и как рассчитать пропускную способность? Все это мы разъясним в нашей статье.
Оперативная память на материнской плате работает существенно быстрее всех доступных SSD (в том числе и PCIe 5.0 x4), но для современных дискретных видеокарт она все равно слишком медленная. Если данные будут постоянно считываться или записываться на видеокарту из оперативной памяти, последняя станет «узким местом». По этой причине видеокарты оснащаются собственной видеопамятью или VRAM, которая работает независимо от оперативной памяти материнской платы. У памяти DDR5 в типичной системе пропускная способность составляет между 50 и 75 Гбайт/с, у high-end видеокарт (на состояние 2023) – вплоть до 1.008 Гбайт/с, как у той же NVIDIA GeForce RTX 4090 (тест). То есть порядка 1 Тбайт/с.
Перейдем к играм. Если в систему установлена видеокарта среднего класса, такая как GeForce RTX 3060 (Ti) (а скоро и RTX 4060 Ti) или Radeon RX 6600 (XT), то ее обычно достаточно для «младших» разрешений 1080p (1.920 x 1.080 пикселей), но вот для разрешения UHD (3.840 x 2.160 пикселей) уже требуется более высокая производительность. Разрешение 3.840 x 2.160 пикселей в четыре раза выше 1080p, поэтому для него требуется более высокая производительность, причем не только GPU, но и видеопамяти. А здесь как раз важна пропускная способность. Чем она выше, тем больше данных может обрабатывать GPU.
Подключение памяти от 64 до 384 бит
Подключение VRAM по 64-битной шине дает очень небольшую пропускную способность, чего нельзя сказать о 384 битах. Однако чем шире интерфейс памяти, тем сложнее прокладывать дорожки на PCB, что очень существенно удорожает производство видеокарты. Поэтому «бюджетные» модели обычно опираются на 64-битное подключение памяти. Впрочем, для обычных офисных компьютеров его вполне достаточно, даже при условии подключения нескольких мониторов.
Для игр лучше брать видеокарту, как минимум, со 128-битным интерфейсом памяти. Им обычно оснащаются GPU среднего класса, такие как GeForce RTX 4060 (Ti). Узость интерфейса видеопамяти часто компенсируют более крупным кэшем L2 на GPU. 192- и 256-битные интерфейсы дают еще более высокую пропускную способность, подобные видеокарты легко справляются не только с разрешением Full-HD, но также WQHD (2.560 x 1.440 пикселей) и даже UWQHD (3.440 x 1.440 пикселей) и UHD (3.840 x 2.160 пикселей), пусть и с ограничениями. В целом, многое зависит от конкретной игры и желаемой частоты кадров.
Но в случае UWQHD требуется максимально возможная производительность памяти, не говоря уже о UHD. У соответствующих high-end видеокарт память подключается по 320- или 384-битной шине. Исключением здесь будет видеокарта GeForce RTX 2080 Ti с 352-битным интерфейсом. В истории были видеокарты, работавшие с 512-битным интерфейсом. Например, ATI Radeon 2900 XT в свое время. Повторимся, что чем шире интерфейс памяти, тем дороже производителям видеокарт обходится PCB, что приводит к соответствующей цене готового продукта.
Как емкость видеопамяти связана с шириной подключения?
Многие энтузиасты и геймеры недоумевают, почему видеокарты с 6 или 12 Гбайт не могут подключать ее по 128 или 256-битной шине? Дело в том, что емкости 6, 12, 24 и 48 Гбайт не являются степенью двойки в отличие от 4, 8, 16 и 32 Гбайт. GPU оснащаются несколькими контроллерам памяти, каждый с 32-битным интерфейсом, что позволяет подключать один чип емкостью 1 или 2 Гбайт к такому контроллеру. Причем контроллеры памяти поддерживают и 16-битный режим работы с чипами памяти (два чипа на 32-битный интерфейс).
В качестве примера мы возьмем видеокарту NVIDIA GeForce RTX 4070 (тест). На нее установлен AD104-250 GPU с шестью 32-битными контроллерами памяти NVIDIA. На PCB видеокарты припаяны шесть чипов VRAM (GDDR6X) от Micron емкостью 2 Гбайт каждый, причем независимо от производителя видеокарты. В итоге они дают 12 Гбайт видеопамяти. Шесть контроллеров памяти работают вместе, обеспечивая 6x 32-битный интерфейс, то есть 192-битное подключение. Теоретически такой объем памяти можно получить в 96-битном режиме, в таком случае каждый чип будет работать по 16-битному подключению.
Модель | Кэш L2 | Емкость VRAM | Число чипов | Скорость на контакт | Подключение | Ширина в битах | Пропускная способность |
---|---|---|---|---|---|---|---|
RTX 4090 | 72 MB | 24 GB GDDR6X | 12x 2 GB | 21 Гбит/с | 12 x 32 бит | 384 бит | 1.008 Гбайт/с |
RTX 4080 | 64 MB | 16 GB GDDR6X | 8x 2 GB | 22,4 Гбит/с | 8 x 32 бит | 256 бит | 717 Гбайт/с |
RTX 4070 Ti | 48 MB | 12 GB GDDR6X | 6x 2 GB | 21 Гбит/с | 6 x 32 бит | 192 бит | 504 Гбайт/с |
RTX 4070 | 36 MB | 12 GB GDDR6X | 6x 2 GB | 21 Гбит/с | 6 x 32 бит | 192 бит | 504 Гбайт/с |
Модель | Кэш L2 | Емкость VRAM | Число чипов | Скорость на контакт | Подключение | Ширина в битах | Пропускная способность |
---|---|---|---|---|---|---|---|
RX 7900 XTX | 96 MB | 24 GB GDDR6 | 12x 2 GB | 20 Гбит/с | 12 x 32 бит | 384 бит | 960 Гбайт/с |
RX 7900 XT | 80 MB | 20 GB GDDR6 | 10x 2 GB | 20 Гбит/с | 10 x 32 бит | 320 бит | 800 Гбайт/с |
В случае установки восьми чипов VRAM емкостью 2 Гбайт каждый, как на той же видеокарте AMD Radeon RX 6800 (XT) (тест), суммарная емкость увеличивается до 16 Гбайт, при этом интерфейс памяти 256-битный (8x 32 бит). 16 Гбайт видеопамяти можно подключить и по 128-битной шине, в таком случае каждый чип будет работать в 16-битном режиме.
В случае видеокарт GeForce RTX 3080 Ti (тест) и RTX 3090 (тест) ситуация иная: обе видеокарты работают с 384-битным интерфейсом, но у GeForce RTX 3080 Ti установлены 12 чипов VRAM емкостью 1 Гбайт каждый, причем только с лицевой стороны PCB, что дает емкость 12 Гбайт. 12 чипов памяти работают по 32-битному интерфейсу, что и дает в сумме 384 бит. У NVIDIA GeForce RTX 3090 сзади дополнительно установлены 12 чипов VRAM по 1 Гбайт, в итоге емкость увеличена до 24 Гбайт. В данном случае 32-битные контроллеры работают с каждым чипом в 16-битном режиме.
Емкость VRAM | Чипы VRAM | Подключенеи чипов VRAM | Интерфейс памяти |
---|---|---|---|
4 GB | 4x 1 GB или 2x 2 GB | 16 / 32 бит | 32 / 64 / 128 бит |
6 GB | 6x 1 GB или 3x 2 GB | 16 / 32 бит | 48 / 96 / 192 бит |
8 GB | 8x 1 GB или 4x 2 GB | 16 / 32 бит | 64 / 128 / 256 бит |
10 GB | 10x 1 GB или 5x 2 GB | 16 / 32 бит | 80 / 160 / 320 бит |
11 GB* | 11x 1 GB | 16 / 32 бит | 176 / 352 бит |
12 GB | 12x 1 GB или 6x 2 GB | 16 / 32 бит | 96 / 192 / 384 бит |
16 GB | 16x 1 GB или 8x 2 GB | 16 / 32 бит | 128 / 256 / 512 бит |
20 GB | 20x 1 GB или 10x 2 GB | 16 / 32 бит | 160 / 320 / 640 бит |
24 GB | 24x 1 GB или 12x 2 GB | 16 / 32 бит | 192 / 384 / 768 бит |
32 GB | 32x 1 GB или 16x 2 GB | 16 / 32 бит | 256 / 512 / 1.024 бит |
40 GB | 40x 1 GB или 20x 2 GB | 16 / 32 бит | 320 / 640 / 1.280 бит |
48 GB | 48x 1 GB или 24x 2 GB | 16 / 32 бит | 384 / 768 / 1.536 бит |
* GeForce RTX 2080 Ti и GeForce GTX 1080 Ti (352 бит) |
AMD и NVIDIA компенсируют сравнительно узкий интерфейс памяти более крупным кэшем L2. Видеокарта GeForce RTX 4070 Ti (тест) оснащается 48 Мбайт, а в распоряжении GeForce RTX 4070 – 36 Мбайт кэша. Не только GeForce RTX 4090, но и Radeon RX 7900 XTX (тест) получила 24 Гбайт видеопамяти, в случае AMD кэш L2 увеличен до 96 Мбайт. NVIDIA AD102-300 GPU (RTX 4090), с другой стороны, использует 72 Мбайт кэша L2. В полной конфигурации AD102 возможна емкость 96 Мбайт.
Но вернемся к видеокарте GeForce RTX 2080 Ti (тест) в качестве интересного примера: к TU102-300 GPU подключены 11 Гбайт, как и в случае GTX 1080 Ti. Интерфейс памяти необычный – 352 бита. То есть 11 чипов VRAM по 1 Гбайт подключены по 32-битному интерфейсу каждый. 11×32 как раз дает 352.
Число чипов VRAM напрямую связано с шириной интерфейса памяти. Вполне логично, что 8/16 Гбайт VRAM нельзя подключить по 192/384-битному интерфейсу, а 12/24 Гбайт – по 128/256-битному.
Расчет пропускной способности памяти
Пропускная способность памяти весьма важна для игр. Но как рассчитать пропускную способность памяти на видеокарте? Мы постоянно получаем подобные вопросы читателей. На самом деле, здесь все просто.
Чипы памяти на видеокарте обычно произведены Micron или Samsung. У них заявлена пропускная способность на контакт в Гбит/с (не путать с Гбайт/с). В качестве примера мы возьмем видеокарту GeForce RTX 4090 (тест). 12 чипов GDDR6X емкостью 2 Гбайт от Micron работают с пропускной способностью 21 Гбит/с на контакт, каждый подключен к AD102-300 GPU по 32-битному интерфейсу, что дает 12×32 = 384 бита.
Расчет пропускной способности памяти:
X Гбит/с (чип VRAM) / 8 (бит) x интерфейс памяти = пропускная способность в Гбайт/с
Пример GeForce RTX 4090: 21 Гбит/с / 8 = 2.625 Гбайт/с x 384 бит = 1.008 Гбайт/с
Поскольку пропускная способность выражается в Гбайт/с, сначала нужно преобразовать 21 Гбит/с в Гбайт/с. 1 байт равен 8 битам, поэтому 21 Гбит/с нужно разделить на 8. Результат составит 2,625 Гбайт/с. Теперь это значение нужно умножить на ширину интерфейса памяти видеокарты. 2,625 x 384 составляет 1.008 Гбайт/с.
Заключение
Многие годы применительно к видеокартам производители указывают ширину интерфейса памяти 128, 192, 256 или даже 384 бита. Мы получаем вопросы читателей с просьбой пояснить их. Суть в том, что видеокарты оснащены собственной видеопамятью (VRAM) для повышения производительности, которая подключается к GPU соответствующим интерфейсом. И помимо объема видеопамяти следует учитывать пропускную способность, особенно для очень высоких разрешений, таких как UHD 3.840 x 2.160 пикселей.
В итоге пропускная способность зависит от числа припаянных чипов VRAM и контроллеров памяти GPU. 6, 12, 24 или 48 Гбайт VRAM могут работать только с интерфейсами шириной 48, 96, 192, 384 или (теоретически) 768 бит. А 4, 8, 16 или 32 Гбайт VRAM – с интерфейсами шириной 32, 64, 128, 256 или 512 бит. Бывают и экзотические подключения памяти, такие как 352-битный на видеокартах NVIDIA GeForce GTX 1080 Ti и RTX 2080 Ti. Или 320-битный интерфейс у AMD Radeon RX 7900 XT. Пропускную способность памяти можно легко рассчитать на основе спецификаций Гбит/с чипов памяти и ширины интерфейса памяти. Пропускная способность важна не только для игр, но и для других приложений, интенсивно нагружающих память.
Будем надеяться, наша статья поможет разобраться читателям в данной теме. Ничего сложного здесь нет, все доступно для понимания.
Подписывайтесь на группу Hardwareluxx ВКонтакте и на наш канал в Telegram (@hardwareluxxrussia).
192 bit или 256 что лучше
Если вас интересует замена видеокарты, то, скорее всего, вы задавались вопросом о ее битности. В данной статье мы обсудим этот вопрос и постараемся дать простые рекомендации. О выборе видеокарт мы более подробно поговорили здесь и можем с уверенностью сказать, что при покупке видеоадаптера нужно обращать внимание на три основные составляющие: битность, объем памяти и тип памяти.
Объем памяти
Объем памяти видеокарты может составлять от 512 до 4 Гб. Если вы любите проходить компьютерные игры, то для вас лучшим выбором будет видеокарта с как можно большим количеством памяти, однако имейте ввиду, что аппараты с 3-4 Гб памяти стоят очень дорого, не каждый ПК пользователь сможет себе их позволить. На данный момент оптимальным решением являются видеоадаптеры с 1-2 Гб памяти.
Знайте, что некоторые производители видеокарт оснащают свою продукцию большим объемом памяти (например, 2 и более Гб), при этом изделие стоит не очень дорого. Не купитесь на эту уловку, — такие видеокарты очень слабы и не потянут даже на средних настройках большинство современных игр.
Производители, желая продать свою продукцию, комплектуют некоторые свои изделия излишне большим объемом памяти, который им совсем не нужен. Говоря проще, на видеокарту действительно будет установлено 2 и более Гб памяти, однако большая часть объема использоваться не будет из-за малой пропускной способности (битности) аппарата. Заметили в магазине видеокарту с большим количеством гигабайт, а цена удивительно мала? Не спешите покупать!
Битность — шина памяти
Стоит упомянуть и типы памяти, сейчас существуют два основных типа: GDDR-3 и GDDR-5, первый вариант используется в бюджетных видеокартах (как правило не очень мощных), второй же вариант наиболее оптимален (обеспечивает высокую скорость памяти). Если вы подбираете видеоадаптер для игр, то обращайте внимание на экземпляры с памятью GDDR-5.
Еще одной важной характеристикой видеокарты является ее битность (другое название – шина памяти). Сейчас на рынке есть карты с 64, 128, 192, 256, 448, 512 бит.
Говоря о битности видеокарт, для лучшего понимания, представьте себе бутылку с горлышком. Жидкость в емкости является объемом данных, а горлышко — это сама шина. Чем шире горлышко, тем быстрее выльется жидкость, в случае видеокарты будет проходить больший объем данных.
64-битной шиной комплектуются видеоадаптеры предназначенные для офисного использования, т.е. если вы хотите проходить игры на более-менее высоких настройках графики, то данные видеокарты не для вас, они слишком слабы.
Карты со 128-битной шиной уже более подходящий выбор для геймеров, которые имеют ограниченный бюджет для покупки новой видеокарты. Чтобы получить наибольшую производительность, покупайте 128 битную карту только с памятью GDDR-5.
256 бит — это оптимальный вариант для любителей игр, данная пропускная способность позволит наиболее эффективно реализовать потенциал видеокарты. Если ваш бюджет позволяет, то мы рекомендуем покупать аппараты именно с 256 битной шиной.
448, 512 бит – такой пропускной способностью обладают видеокарты только высшего ценового диапазона, они стоят очень дорого и позволить их смогут только обеспеченные геймеры.
Отсюда следует простое правило: чем выше битность у видеокарты, тем лучше, при условии, что вы покупаете ее для игр, если вы не планируете играть, то вам вполне подойдет и 64-битный вариант.
Подведем итог: если ваш бюджет позволяет, то берите 448-битные и более видеокарты, 128-битные карты покупайте только с GDDR-5 памятью, оптимальным вариантом являются карты с 256 бит.
192 bit или 256 что лучше
unomen
Я говорю по делу, имея какой-то хоть малый опыт, все личнг мое мнение, а обвинения про «чущь» уже не первый раз читаю от торгашей и троллей, только цены/вангование и обсуждающих, не умеющих вести диалог.
Hum
Есть такое дело.
Вообще, ширина шины зависит только от и важна для производителя. В зависимости от финансов и получившейся архитектуры они и пляшут — ставить 512 или 256 бит, какие чипы будут доступны в рамках закупок и т.д.
Короче говоря, не тот предмет, за который автору стоит беспокоиться.
Добавлено через 1 минуту 40 секунд:
SoVaR
Ну так и я от том же — всегда надо плясать от GPU, его «баланса», потом уже думать про VRAM, аппетиты и т.п.
Кучи материала по шинам видеокарт я не замечал, чтобы особо этим вопросом задаваться
- Профіль
- Цитата
- Профіль
- Цитата
- Профіль
- Цитата
вот именно
причем игр актуальных в течении жизненного цикла изделия
а не через 10 лет после
Почему советуют брать видеокарту с битностью не ниже 192. Что означают эти биты
да ладно и 128 сойдёт, если память ddr5
А битность это количество информации которое передаётся за один такт или по другому один каменьщик в секнду кладёт 128 кирпичей (бит) ,а другой 256 успевает за секунду. кто из них быстрее стенку возведёт? Так же и с видеокартами чем больше битность тем быстрее работа видеокарты. ну грубо конечно, но всё же. .
Мише коста надо ковылять отсюда. челу ни о чём не говорит твой ответ)))) ) скоросоть обмена, разрядность. пипец «педагог»
Разрядность памяти, чем больше тем лучше, 192 это ещё мало вот 256 или 384 норм)
Производительность памяти можно характеризовать как объем данных, переданных за единицу времени. Она напрямую зависит от частоты работы памяти и от разрядности шины.
В топовых видеокартах для обмена данными с видеопамятью используется шина в 256 бит и выше. В моделях бюджетного и среднего сегмента применяется шина в 256 или 128 бит. Шина в 64 бит встречается в самых дешевых «урезанных» моделях.
от разрядности памяти напрямую зависит скорость обмена данными
Это пропускная способность видеокарты в ГБ/сек. Для игр любая карточка с 256бит будет норм
это ширина канала памяти-чем больше, тем лучше. на моей например 448 бит.
Собственно говоря, биты это как дорожка. Чем их больше, тем шире дорожка для информации, соответственно, больший поток пройдет за единицу времени.
Но биты не так важны. Если частота чипа, допустим, 500 мгц, а битность 100 бит (утрирую) то за такт будет проходить, допустим 50 единиц информации. А если частота 2000 мгц, а битность меньше — 50 бит, то все равно за такт будет проходить 100 (вдвое больше) ед информации.
Таким образом биты сами по себе — пустое место. Всегда смотрите на:
1) Частоту
2) Биты
3) Количество блоков/ядер
4) Видеопамять (гиг-два это норма)
да, не ниже 192 просто если меньше будет, то видюха говно, а биты эти тоже самое что и скорость.
кто советует, я некогда не считал полноценоую карту 192 бита, это была обрезка так и осталось неполноценнои орезкои
А толку от шины выше 256? жертвы рекламы чтоле) ) я врятле думаю что сдесь спрашивают для мега проф. обработок, а основном для игр или видео. дак и 192 будет с головой для этих дел, так или иначе карточка не сможет больше обрабатывать сама по себе.