Окружающий мир 4 класс Как узнать эти географические карты по фрагментам?
Окружающий мир 4 класс 3. Выполните задания для работы в парах.
1) Узнайте географические карты по фрагментам. Вырежите фрагменты карт из Приложения и расположите их в соответствующих окошках. Попросите учителя проверить вас. После проверки наклейте фрагменты.
2) Подпишите условные знаки географических карт.
Прежде всего совместим приведенные фрагменты с из контурами, то есть восстановим карты по их описанию.
Мне кажется проще всего найти фрагмент, и причем весьма значительный от физической карты России. На этом фрагменте есть почти все, от Черного до Охотского морей, за исключением крайнего севера и крайнего юга. Это самый вытянутый фрагмент.
Теперь вспомним, что на политических картах должны быть страны, границы, столицы, а вот на физических картах — физические объекты,горы, моря, озера, реки, иначе говоря рельеф.
Тогда остальные фрагменты расположатся так:
На любой карте, особенно физической, есть ряд условных обозначений, которые помогают представить ее рельеф. Специальными значками обозначают реки и моря, озера и болота, острова, горы и низменности, ледники. Выглядит это так:
Страница 18 — ГДЗ Окружающий мир 4 класс. Плешаков. Учебник часть 1
1. Вспомните, с какими видами географических карт вы уже работали. Что показано на физической карте, на политической карте?
2. Вспомните правила показа объектов на настенной карте. Продемонстрируйте у доски умение показывать объекты на карте.
3. Найдите в книге "Энциклопедия путешествий. Страны мира" карты отдельных стран. Расскажите по этим картам об 1 – 2 странах (по своему выбору).
Географическая карта. Окружающий мир (4 класс).
1. Познакомить учащихся с географической картой посредством организации фронтальной беседы.
2. Актуализировать знания учащихся о плане местности через организацию работы в парах на карточках.
3. Закрепить знания учащихся по теме урока посредством проведения теста «Географическая карта».
Воспитательные:
1. Воспитывать доброжелательное отношение к иному мнению посредством организации работы в парах и выслушивание ответов своих одноклассников.
2. Воспитывать интерес к предмету «Окружающий мир» через частую смену видов деятельности.
3.Способствовать воспитанию бережного отношения к учебным принадлежностям через работу с учебником и раздаточным материалом.
Развивающие:
1. Способствовать развитию связной речи через формулирование полных ответов и организацию фронтальной беседы на уроке.
2.Способствовать развитию внимания учащихся через работу с картой.
3.Развивать словарный запас учащихся посредством знакомства их с новыми терминами: географическая карта, физическая карта, картография.
Основные термины, понятия
Географическая карта, физическая карта, картография.
Планируемый результат
Предметные умения
— научатся различать виды карт;
— научатся читать карту по условным обозначениям.
Личностные УУД:
— уметь приобретать новые знания и способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
— формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Регулятивные УУД:
— уметь действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения;
— формировать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом.
Познавательные УУД:
— уметь ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, читать, извлекая нужную информацию;
— уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую;
— формировать умение выявлять сущность, особенности объектов; на основе анализа объектов делать выводы; обобщать и классифицировать.
Коммуникативные УУД:
— уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;
— уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
Организация пространства
Книгопечатная продукция:
1. Г. Г. Ивченкова, И.В.Потапов , «Окружающий мир», 4 класс, 1 часть, с. 25-28 УМК «Планета знаний».
Технические средства обучения:
Экранно-звуковые, наглядные пособия, раздаточный материал:
2.Карточки с заданием
1.Самоопределение к деятельности
1.2Проверка готовности к уроку
2.Актуализация знаний
2.1 Работа на карточках (в парах)
3.Совместное определение темы и целей урока.
3.1 Постановка темы и цели урока
4.Открытие нового знания
4.1. Фронтальная беседа
5. Продолжение работы по теме урока
5.1 Работа с картой
6. Закрепление полученных знаний
6.1. Тест «Географическая карта»
8. Подведение итогов урока
9. Домашнее задание
10. Рефлексия деятельности
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1. Самоопределение к деятельности
1.1 Приветствие и настрой на работу
— Здравствуйте, ребята.
— Все сумели мы собраться,
За работу дружно взяться.
Будем думать, рассуждать,
Можем мы урок начать!
1.2 Проверка готовности к уроку
— Ребята, проверьте свою готовность к уроку окружающего мира. У вас на парте должны лежать: учебник, тетрадь, пенал и дневник. Все лишнее уберите.
-Проверяют готовность к уроку.
2. Актуализация знаний
2.1 Работа на карточках (в парах)
— Я знаю, что на прошлом уроке вы познакомились с темой «План местности». И на сколько хорошо вы ее усвоили мне бы хотелось проверить.
— У вас на парте лежит карточка с заданием. Вам необходимо, вставить в текст недостающие слова.
Изображение небольшого участка земной поверхности сверху в уменьшенном виде называют планом местности.
На рисунке вид местности может быть изображен сбоку или сверху. На плане местность изображают всегда сверху. Для изображения предметов на плане используют условные знаки.
— (Имя) читай, что у тебя получилось. Ребята, кто допустил ошибку исправьте.
— Молодцы, вы справились с заданием.
— Учащиеся выполняют задание
3.Совместное определение темы и целей урока.
3.1 Постановка темы и цели урока
— Ребята, а вы любите путешествовать?
— Тогда сегодня на нашем уроке я предлагаю вам тоже отправиться в настоящее путешествие.
— Обратите внимание на слайд, здесь представлены самые необходимые вещи, которые нужно брать с собой в путешествие. Какие это вещи?
— Правильно, но здесь не хватает одного предмета. А чтобы узнать чего же именно, предлагаю вам отгадать загадку.
Я ходил по разным странам,
Плыл по рекам, океанам,
По пустыне шёл отважно –
На одном листе бумажном.
— Что же это такое?
— Ребята, сегодня по дороге в школу я случайно услышала такой разговор трёх мальчиков.
1 мальчик говорит: — Я не боюсь отправиться в путешествие, потому что я хорошо знаю русский язык.
2 мальчик говорит:- А я подавно не боюсь путешествовать. Я, кроме русского языка, знаю ещё и иностранный язык.
3 мальчик говорит: А я знаю ещё и третий язык – географический. С ним не заблудишься.
— Что ребята это за язык такой – географический? Обсудите в группах. (Это язык карт.)
Окружающий мир 4 класс 1 часть Мир глазами географа стр. 22 – 28
1) Попробуй рассказать о мире с точки зрения географа. Используй для этого слова: материки, океаны, равнины, горы, реки, озёра, страны, города, народы.
Рассказ о мире с точки зрения географа для 4 класса
С точки зрения географа, мир – это вся наша планета, на которой есть моря и океаны, материк и острова. Это все страны и народы их населяющие, это города и маленькие деревушки. Мир – это реки и озера, горы и пустыни, леса и льды Северного Атлантического океана.
Мир с точки зрения географа выражается картами, на картах географ показывает мир, а те, кто умеет читать карты, могут представить себе всю Землю, не выходя из собственной квартиры.
Но также для географа мир – это ещё и хозяйство, это особенности животного и растительного мира, особенности климата различных участков земной поверхности.
2) Вспомните, с какими видами географических карт вы уже работали. Что показано на физической карте, на политической карте?
Мы работали с физической и политической картами.
На физической карте показан рельеф земной поверхности, на политической карте показаны страны, города и границы.
3) Сравните глобус и карту полушарий (с. 24—25). В чём их сходство? В чём различие? Чем карта полушарий отличается от уже известной вам карты мира?
Общее между глобусом и картой полушарий то, что они показывают всю землю целиком.
Различие между ними в том, что глобус показывает объёмную модель Земли, а карта полушарий показывает земную поверхность на плоскости.
При этом карта полушарий словно срезана с глобуса, она передаёт меньше искажений и очертания материков и океанов на ней более точные, чем на обычной карте мира.
4) Вспомните условные знаки географических карт. Найдите их на карте полушарий.
На карте полушарий мы можем найти изображения океанов, морей, озёр и рек. Они показаны голубым цветом.
Найдём мы и материки, и острова. Они изображены зелёным, жёлтым и коричневым цветами.
Зелёным цветом показаны равнины, коричневым – горы.
Льды Северного полюса и Антарктиды показаны белым цветом.
На карте полушарий могут быть показаны города, они обозначены маленькими кружочками.
5) Вспомните правила показа на настенной карте. Продемонстрируйте у доски своё умение показывать на карте.
Правила показа географических объектов на настенной карте для 4 класса
Для демонстрации географического объекта на карте нужно стать спиной к карте и в правую руку взять указку.
Если нужно показать большой по площади объект (форма рельефа, страна), то нужно обвести его контуры указкой.
Если же это точечный объект (столица, крайние точки материка), то нужно просто поставить указку к нужному месту на карте и показать его.
6) С помощью глобуса и карты полушарий расскажите о Земле. Сравните глобус и карту как источники информации. Чем удобнее пользоваться?
Земля представляет собой шар, на котором находятся океаны и материки. Земля вращается вокруг своей оси, что легко показать с помощью глобуса. Северная и южная оконечности Земли скованы льдами. Там находятся Северный и Южный полюса планеты.
Карта разделяет поверхность Земли на два полушария – Западное и Восточное. В каждом полушарии есть метрики и океаны, но в Западном полушарии водная поверхность занимает больше места, там расположен самый большой океан планеты – Тихий.
Как источником информации о планете нам удобнее использовать карту полушарий, потому что на ней мы видим всю поверхность целиком, в то время как глобус приходится вращать, чтобы найти нужное место. Но при этом и глобус, и карта полушарий дают одну и ту же информацию о планете.
7) Прочитай текст. Используй эту информацию при рассказе о географических картах.
Рассказ о географических картах для 4 класса
Первые географические карты появились очень давно. Когда люди древности стали путешествовать и изучать землю, они стали составлять первые карты, по которым проще было путешествовать, находить уже открытые земли.
Самые древние карты не дошли до нас, но мы знаем об их существовании из более поздних источников.
В России одна из самых старых карт появилась 400 лет назад. Её назвали “Большой чертёж”. На этой карте были обозначены более 400 городов, 60 озёр и 880 рек. Описание этой карты содержало информацию о хозяйстве и природе нашей страны того времени.
Обсудим!
Один географ написал такие слова: «Несомненно, карты принадлежат к великим творениям человеческой мысли». Согласитесь ли вы с этим высказыванием? Как вы его объясните?
Карты действительно принадлежат к величайшим творениям человеческой мысли. Они не просто позволяют нам изучать поверхность планеты не выходя из дома. Они дают всю информацию об особенностях климата, природы, населения, рельефе.
Благодаря первым картам люди смогли путешествовать на большие расстояния и всегда находили дорогу домой. Появление карт привело к развитию торговли, к развитию всей человеческой цивилизации.
Проверь себя
1. Что изучает география?
География изучает поверхность Земли, население планеты и хозяйственную деятельность.
2. Что можно узнать с помощью глобуса и географической карты?
С помощью глобуса и географической карты можно узнать о форме нашей планеты, о том какие на ней есть океаны, материки, моря, острова, крупные реки и озёра, горные системы, страны.
3. Что тебе известно об истории создания глобуса и географических карт?
Самые древние карты появились несколько тысяч лет назад. Они показывали небольшие участки планеты, соседние страны. Созданная 2500 лет назад карта мира помещала в центр Грецию и была выполнена в форме круга.
Со временем карты дополнялись новыми сведениями и становились всё более точными.
Самый древний, из сохранившихся до нас, глобус был создан в 1492 году, но ещё до нашей эры создавались глобусы греческими учёными.
4) Докажи на примерах, что современные географические карты очень разнообразны.
Мы знаем, что существуют самые разные карты. Есть глобус, модель Земли. Есть карта полушарий, есть карты отдельных материков, регионов, стран, областей.
Карты бывают физические и политические.
Существуют даже специальные карты, на которых показано плотность населения, полезные ископаемые, особенности экономики и хозяйства, климата, осадки и многое другое.
Задания для домашней работы
1. Запиши в словарик: география, географ.
- География – наука о земной поверхности
- Географ – учёный, занимающийся географией
2. Напиши небольшое сочинение на тему «Какой я представляю себе Землю, глядя на глобус (географическую карту)».
Сочинение “Какой я представляю себе Землю, глядя на глобус” для 4 класса
Глядя на глобус, а представляю себе нашу планету крошечным шариком, который несётся по своей орбите по безграничным просторам космоса. Земля кажется мне голубой, потому что большую часть ее поверхности покрывают воды мирового океана.
Но на самом деле, наша земля очень большая. Те материки, которые на глобусе кажутся совсем маленькими, на самом деле огромные участки суши, пересечь которые пешком невозможно.
Земля кажется такой хрупкой, но на самом деле ей уже много миллиардов лет. И ещё много миллиардов лет жду её впереди.
Глядя на глобус, я представляю себе многочисленные страны и чудные народы, которые их населяют, я вижу бескрайние равнины, густые леса и высокие горы. Я переплываю широкие реки, купаюсь в озёрах и смотрю на бескрайнее море. И всюду вокруг меня кипит жизнь.
Наша Земля прекрасная планета, жить на которой большое счастье.
3) В энциклопедии для младших школьников или Интернете найди информацию о «рекордах Земли»: самая длинная река, самое глубокое озеро, самая высокая гора и т. д. Выпиши эти сведения в рабочую тетрадь. Подготовь сообщение об 1—2 из этих географических объектов.
- Самая высокая гора — Эверест. Её высота 8848 метров.
- Самое глубокое озеро — Байкал. Его глубина 1642 метра.
- Самое большое озеро – Каспийское море. Его площадь 371 тысяча квадратных километров.
- Самая длинная река — Амазонка. Её длина 6900 километров.
- Самый большой остров — Гренландия. Его площадь более 2 миллионов квадратных километров.
Сообщение “Самая длинная река на Земле” для 4 класса
Самая длинная река на Земле – Амазонка. Она находится в Южной Америке и протекает почти точно по экватору планеты.
Длина Амазонки 6900 километров. Она берёт своё начало в высоких горах Андах, потом спускается на равнину, и впадает в Атлантический океан.
Амазонка не только самая длинная река планеты, но и самая многоводная, ведь она течёт в экваториальном климате, который характеризуется обилием дождей.
Амазонка протекает в густых экваториальных лесах, и значительная часть реки ещё очень плохо изучена. В этой реке водятся хищные рыбы пираньи, огромные змеи анаконды, крокодилы, а в лесах живут индейцы, почти не знакомые с современной цивилизацией.
Сообщение “Самое глубокое озеро на Земле” для 4 класса
Самое глубокое озеро в мире – Байкал. Оно находится на территории России, в Восточной Сибири.
Глубина Байкала равна 1642 метрам, а его объём 23 тысячи кубических километров воды. Это в 90 раз превышает объём Азовского моря.
Вода Байкала пресная и очень чистая. Поэтому озеро Байкал считается заповедным, его охраняют и стараются сберечь.
Во многом Байкал озеро уникальное. Оно расположено в глубоком тектоническом разломе, оно полно тайн и загадок, в нем обитают животные, которых нет больше нигде на планете.
Байкал считается одним из древнейших озёр планеты, его возраст примерно 30 миллионов лет. Окружает озеро уникальная по красоте природа, сюда стекаются сотни тысяч туристов.
Сообщение “Самая высокая гора на Земле” для 4 класса
Самая высокая гора на Земле – Эверест, расположена в горной системе Гималаи, которые находятся на севере полуострова Индостан, в центральной Азии.
Высота Эвереста 8848 метров. Другое название этой горы – Джомолунгма, что означает Матерь мира.
Вершина Эвереста всегда покрыта вечными снегами, там дуют сильнейшие ветра и там очень разряженный воздух. Температура на её вершине может опускаться до минус 60 градусов.
Многие годы Эверест притягивал к себе внимание альпинистов, которым очень хотелось покорить самую высокую гору планеты. Но только в 1953 году на вершину Эвереста впервые ступила нога человека. Этим альпинистом стал новозеландец Эдмунд Хиллари.
Но даже сейчас, восхождение на Эверест связано со многими опасностями и часто эта гора уносит новые человеческие жизни.
На следующем уроке
Вспомни, что такое настоящее, прошлое и будущее. С каким памятниками истории и культуры вы знакомы?
- Настоящее – это то, что происходит здесь и сейчас.
- Прошлое – это то, что уже случилось.
- Будущее – это то, что только произойдёт.
Я знакома с памятниками истории и культуры — Московский Кремль, Египетские пирамиды, Парфенон, Колизей, Стоунхендж.