В какой срок банк передает информацию в налоговый орган об открытии счета
Перейти к содержимому

В какой срок банк передает информацию в налоговый орган об открытии счета

  • автор:

О чем ваш банк расскажет налоговой. Новые правила для ФНС о банковской тайне

О чем ваш банк расскажет налоговой. Новые правила для ФНС о банковской тайне

Не секрет, что недавно ФНС получила более широкие полномочия по получению информации о банковской тайне. Сама налоговая служба утверждает, что плохо не будет никому и добросовестные бизнесмены не пострадают. Предприниматели, которые устали уже доказывать эту самую добросовестность, в очередной раз горько вздохнули — ну, конечно! Стоит ли верить обещаниям ФНС и какими теперь сведениями банк будет делиться с налоговой?

Какие данные будут передаваться

Банки должны в течение трех дней, после получения запроса от ФНС, предоставить данные о бенефициарах , представителях и выгодоприобретателях, как в целом по лицу, на которого пришел запрос, так и по отдельным операциям и платежам.

Принято считать, что вопрос о конечном выгодоприобретателе это больше про организации, но т.к. ИП часто замечают в схемах обналичивания , то к операциям предпринимателей в банке обеспечено внимание как от службы внутреннего контроля, так и от ФНС.

Например, ИП получает оплату от нескольких компаний — «А», «Б», «В», а затем переводит деньги одному контрагенту — организации «Г», почти полностью. Не пытается ли «Г» с помощью ИП скрыть свою зависимость с первыми тремя компаниями?

Или предприниматель получает деньги постоянно от одних и тех же 2-3 организаций, при этом почти не оставляет денег на счете и снимает наличку всегда в сумме до 600 000 рублей, чтобы операции не попадали под обязательный контроль, а информация о них в Росфинмониторинг. При этом никаких крупных покупок не совершает, предъявить документы об оплате этими деньгами услуг или товаров поставщикам не может. Может быть деньги просто передаются из рук в руки частному лицу?

Такие вопросы ждут ИП от банка и на комиссиях в ИФНС.

Кроме того, банк предоставит по запросу налоговой копии следующих документов :

  • паспортов;
  • доверенностей на получение денег со счета (тоже путь, который может вести к реальному получателю дохода);
  • договоров по счету — открытие, обслуживание, закрытие;
  • карточек с образцами подписей.

Зачем еще это нужно ФНС?

Организации и ИП находятся под наблюдением ведомства, регулярно отчитываются и в рамках проверок налоговая может запросить по ним данные о движениях на расчетном счете и другую информацию.

Другое дело — физлица. Они сами отчитываются за свои доходы, но даже если не сделают этого, то проследить за исполнением обязанностей налогоплательщика-физлица труднее . Если гражданин продаст квартиру или машину, то ФНС об этом узнает от Росреестра или ГИБДД. А вот если продавать (перепродавать) обычные вещи, или без регистрации заниматься предпринимательством, то ФНС может и не узнать об этом.

Т.е. главная причин, по которой ФНС нужен доступ к банковской тайне (которая, видимо, уже и не тайна вовсе) — борьба с незаконным предпринимательством . Иначе, пока физлицо не подаст декларацию, выходит, что и проверять его налоговая раньше не могла.

Еще одна причина, очевидно, в появлении большого количества самозанятых, которые хоть и формально вышли из тени, но все равно часть доходов не отражают в «Моем налоге» и скрывают свою реальную выручку (прежде всего чтобы не потерять право на самозанятость, превысив годовой лимит в 2,4 миллиона рублей).

Что знала ФНС о физлицах и ИП раньше?

Налоговая служба могла лишь запрашивать информацию при проведении налоговой проверки. Например, если провела камеральную проверку декларации 3-НДФЛ.

Об открытии / закрытии счета физлицом, ИП или организацией банк также должен был извещать ФНС (в течение 3-х дней со дня открытия). С апреля 2020 года под передачу сведений попали также электронные кошельки, такие как Яндекс.Деньги, QIWI, WebMoney и PayPal.

Но вот просто так запросить информацию о движении средств по счетам в банке обычного физика налоговая не могла. А теперь может и для этого ей уже не нужно проводить проверку.

ФНС могла подать запрос о счетах, вкладах, остатках на них или операциях только при наличии мотивированного запроса. Надо было получить согласие вышестоящего налогового органа или запрос от коллег из за рубежа — от налоговой службы другой страны, с которой у России есть соглашение об обмене данными.

Сейчас основания для запроса в общем то все те же:

  • налоговая проверка;
  • истребование документов;
  • решение о взыскании налога, приостановлении операций или отмене приостановления.

Информацию о физлице ФНС может также получить с согласия руководителя вышестоящего налогового органа, руководителя ФНС или его заместителя и на основании запроса от аналога ФНС иностранного государства, если это предусмотрено международными договорами.

При этом получить то же согласие начальства инспектору вряд ли будет трудно, так что фактически проверить могут любого клиента банка, в любое время.

Кроме ФНС и банка есть и третий участник сбора данных — Росфинмониторинг . Он получает сведения о крупных сделках — свыше 600 тысяч рублей. Причем с недавнего времени уже независимо от того, является эта операция обычной для предпринимателя (такой как внесение на счет выручки, выплата аренды, снятие налички для выплаты зарплаты и т.п.) или нет.

Пытаться растягивать платежи и скрывать общую сумму сделки, или перечисления, или снятия наличных бессмысленно. Банк будет анализировать совокупность операций.

Пример: ИП выплачивает ежемесячно по договору 150 000 за аренду склада. Склад он арендует с 1 января 2021 года. В апреле он проведет четвертый платеж и сумма перечислений по договору составит в общем 600 000 рублей. Значит операции по расчетам за аренду по данному договору подлежат обязательному контролю.

По словам налоговиков

ФНС уверяет, что намерения ее чисты — выявление неплательщиков налогов, незарегистрированных предпринимателей, незаконной деятельности, отмывания денег и т.п. Все это часть риск-ориентированного подхода при проведении налогового мониторинга.

При этом многие предприниматели могут сказать, что те же самые аргументы используют и банки, когда блокируют им счета по 115-ФЗ. Чёрная бухгалтерия регулярно сталкивается с блокировками, которые предприниматель или организация обойти не могут. Это при том, что на руках есть все необходимые документы, а запросы банка не игнорируются и исполняются своевременно.

Наши клиенты не подпольные предприниматели или обнальщики, но при этом не могут доказать реальность собственной деятельности до тех пор, пока не обратятся в нашу комплаенс-поддержку . Пример подобного кейса мы приводили в статье « ��Клиент „Чёрной Бухгалтерии“ под катком блокировок счета по 115-ФЗ ».

Это говорит о том, что хваленый механизм, призванный находить и прикрывать теневой бизнес, в итоге проезжает катком и по честным предпринимателям.

По словам экспертов

Эксперты считают, что обычным гражданам и ИП нечего опасаться. Осторожность следует проявить тем, чей годовой доход очень высок и может вызвать интерес налоговиков. Опасаться внимания стоит индивидуальным предпринимателям, которые участвуют в серых схемах, балансируют на грани спецрежима, используют в качестве способа оптимизации дробление бизнеса или иные незаконные приемы.

Не вызывает у экономистов тревоги возможность ухода предпринимателей от безналичных расчетов , по крайней мере массово. Напротив, сейчас законодательство строится так, что утаить свою выручку и проводить только наличные расчеты становиться все сложнее — пример тому онлайн-кассы, маркировка, прослеживаемость товаров. Да и люди быстро привыкают к новым технологиям, кэшбеку по банковским картам и не хотят платить наличными.

Зато некоторые эксперты высказывают мнение, что налоговики будут еще больше злоупотреблять своим правом.

Ранее у банка не было возможности проверить легитимность запроса от ФНС. Он не мог знать проводится ли действительно в отношении физлица, ИП или организации проверка или нет. Поэтому теоретически ФНС могла прислать запрос даже не имею для того оснований. А теперь они ей и вовсе не нужны.

Получая распоряжение на блокировку счета, банк также не может проверить реальность оснований, по которым ФНС блокирует счет.

Кстати, о том, как выиграть суд у ФНС и возместить расходы при незаконной блокировке, мы расскажем в одной из ближайших статей. Чтобы не пропустить, подпишитесь на наш блог и соцсети:

Статья 86 НК РФ. Обязанности банков, связанные с осуществлением налогового контроля

1. Банки открывают счета, депозиты и предоставляют право использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств:

1) российским организациям, иностранным некоммерческим неправительственным организациям, осуществляющим деятельность на территории Российской Федерации через отделения, аккредитованным филиалам, представительствам иностранных организаций, индивидуальным предпринимателям — при наличии сведений о соответствующих идентификационном номере налогоплательщика, коде причины постановки на учет в налоговом органе, дате постановки на учет в налоговом органе, содержащихся соответственно в Едином государственном реестре юридических лиц, государственном реестре аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц, Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей;

2) иностранным организациям, не указанным в подпункте 1 настоящего пункта, нотариусам, занимающимся частной практикой, адвокатам, учредившим адвокатские кабинеты, — при предъявлении указанными лицами соответствующего свидетельства о постановке на учет в налоговом органе.

1.1. Банк обязан сообщить в налоговый орган по месту своего нахождения информацию об открытии или о закрытии счета, вклада (депозита), об изменении реквизитов счета, вклада (депозита) организации, индивидуального предпринимателя, физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, о предоставлении права или прекращении права организации, индивидуального предпринимателя использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, о предоставлении права или прекращении права физического лица использовать персонифицированные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, о предоставлении права или прекращении права физического лица, в отношении которого в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма проведена упрощенная идентификация, использовать неперсонифицированные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, а также об изменении реквизитов электронных средств платежа, перечисленных в настоящем пункте.

Информация сообщается в электронной форме в течение трех дней со дня соответствующего события, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Порядок сообщения банком об открытии или о закрытии счета, вклада (депозита), об изменении реквизитов счета, вклада (депозита) организации, индивидуального предпринимателя, физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, о предоставлении права или прекращении права организации, индивидуального предпринимателя использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, о предоставлении права или прекращении права физического лица использовать персонифицированные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, о предоставлении права или прекращении права физического лица, в отношении которого в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма проведена упрощенная идентификация, использовать неперсонифицированные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, а также об изменении реквизитов электронных средств платежа, перечисленных в настоящем пункте, в электронной форме устанавливается Центральным банком Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Формы и форматы сообщений банка налоговому органу об открытии или о закрытии счета, вклада (депозита) организации, индивидуального предпринимателя, физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, об изменении реквизитов счета, вклада (депозита), о предоставлении права или прекращении права организации, индивидуального предпринимателя использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, о предоставлении права или прекращении права физического лица использовать персонифицированные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, о предоставлении права или прекращении права физического лица, в отношении которого в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма проведена упрощенная идентификация, использовать неперсонифицированные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, а также об изменении реквизитов электронных средств платежа, перечисленных в настоящем пункте, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

2. Банки обязаны выдавать налоговым органам справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) в банке и (или) об остатках денежных средств (драгоценных металлов) на счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, а также справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации в электронной форме в течение трех дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа в случаях, предусмотренных настоящим пунктом.

Справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) и (или) об остатках денежных средств (драгоценных металлов) на счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) организаций, индивидуальных предпринимателей в банке, справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств могут быть запрошены налоговыми органами в случаях проведения налоговых проверок указанных лиц либо истребования у них документов (информации) в соответствии со статьей 93.1 настоящего Кодекса, а также в случаях неисполнения требования об уплате задолженности, вынесения решения о взыскании задолженности, принятия решений о приостановлении операций по счетам организации, индивидуального предпринимателя, приостановлении переводов электронных денежных средств или об отмене приостановления операций по счетам организации, индивидуального предпринимателя, отмене приостановления переводов электронных денежных средств.

Справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) и (или) об остатках денежных средств (драгоценных металлов) на счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, в банке, справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств могут быть запрошены налоговыми органами при наличии согласия руководителя вышестоящего налогового органа или руководителя (заместителя руководителя) федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в случаях проведения налоговых проверок в отношении этих лиц либо истребования у них документов (информации) в соответствии с пунктом 1 статьи 93.1 настоящего Кодекса.

Налоговыми органами могут быть запрошены справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) и (или) об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, в банке, справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, в банке на основании запроса уполномоченного органа иностранного государства в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.

Справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) и (или) об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) иностранных организаций, реорганизованных или ликвидированных организаций могут быть запрошены налоговыми органами в банках, если указанные организации являлись участниками сделки (операции) и (или) совокупности сделок (операций) с лицом, в отношении которого проводится налоговая проверка либо у которого истребуются документы (информация) в соответствии со статьей 93.1 настоящего Кодекса.

Справки о наличии счетов организации, индивидуального предпринимателя, физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, могут быть запрошены налоговыми органами в случае, если в заявлении о распоряжении путем возврата в соответствии с настоящим Кодексом денежных средств указан счет, сведения о котором не представлены в налоговый орган в соответствии с пунктом 1.1 настоящей статьи.

2.1. Банки обязаны выдавать налоговым органам имеющиеся в распоряжении копии паспортов лиц, имеющих право на получение (распоряжение) денежных средств, находящихся на счете клиента, доверенностей на получение (распоряжение) денежных средств, находящихся на счете клиента, документов, определяющих отношения по открытию, ведению и закрытию счета клиента (включая договор на открытие счета, заявление на открытие (закрытие) счета, договор на обслуживание с использованием системы "клиент — банк", документы и информацию, предоставляемые клиентом (его представителями) при открытии счета), карточек с образцами подписей и оттиска печати, а также информацию в электронной форме или на бумажном носителе о бенефициарных владельцах (включая информацию, полученную банком при идентификации бенефициарных собственников), выгодоприобретателях (включая информацию в отношении отдельных операций или за определенный период), представителях клиента в течение трех дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа в случаях, предусмотренных настоящим пунктом.

Копии документов (информация), указанные в абзаце первом настоящего пункта, могут быть запрошены налоговыми органами:

в отношении организации (индивидуального предпринимателя) — в случаях проведения налоговой проверки в отношении этого лица, истребования у него документов (информации) в соответствии со статьей 93.1 настоящего Кодекса, вынесения в отношении этого лица решения о взыскании задолженности и (или) принятия решения о приостановлении операций по счетам этого лица, решения о приостановлении переводов его электронных денежных средств, решения об отмене приостановления операций по счетам этого лица и (или) решения об отмене приостановления переводов электронных денежных средств этого лица;

в отношении физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, — при наличии согласия руководителя вышестоящего налогового органа или руководителя (заместителя руководителя) федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в случаях проведения налоговой проверки в отношении этого лица либо истребования у него документов (информации) в соответствии с пунктом 1 статьи 93.1 настоящего Кодекса;

в отношении организации (индивидуального предпринимателя, физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем) — на основании запроса уполномоченного органа иностранного государства в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.

3. Запросы в банк направляются налоговыми органами в электронной форме. Форма (форматы) и порядок направления налоговым органом запроса в банк устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Форма и порядок представления банками в электронной форме информации по запросам налоговых органов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

Форматы представления банками в электронной форме информации по запросам налоговых органов утверждаются Центральным банком Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

4. Правила, предусмотренные пунктами 1.1 — 3 настоящей статьи, применяются также в отношении счетов, открываемых для осуществления профессиональной деятельности нотариусам, занимающимся частной практикой, и адвокатам, учредившим адвокатские кабинеты, а также в отношении корпоративных электронных средств платежа указанных лиц, используемых для переводов электронных денежных средств.

Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении счетов инвестиционного товарищества, открываемых участником договора инвестиционного товарищества — управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета, для осуществления операций, связанных с ведением общих дел товарищей по договору инвестиционного товарищества, и в отношении корпоративных электронных средств платежа, используемых для переводов электронных денежных средств по таким операциям.

5. Обязанности, предусмотренные пунктом 1.1 настоящей статьи, исполняются также кредитной организацией, у которой отозвана лицензия на осуществление банковских операций, до дня внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации такой организации в течение семи дней со дня наступления соответствующего события.

Обязанности, предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи, исполняются также кредитной организацией, у которой отозвана лицензия на осуществление банковских операций, до дня внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации такой организации в течение семи дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа.

Как уведомить Россию об иностранных счетах и ВНЖ?

Планирую уехать за границу. Скорее всего, временно, но, возможно, задержусь на полгода-год . С налогами я разобрался, а как быть со счетами в иностранных банках и ВНЖ? Слышал, что нужно уведомлять об этом государство.

Так как платежные системы «Виза» и «Мастеркард» не поддерживают российские карты за границей, а «Мир» работает не везде, думаю открыть счет за границей и выпустить карту иностранного банка. Нужно ли уведомлять о счете российскую налоговую, если я просто буду переводить на него зарплату из РФ? Если да, то как это сделать?

Если я решусь на ВНЖ, например, в Турции, тоже нужно уведомлять государство? В какие сроки и как это сделать?

Вам придется уведомить Россию о счете в иностранном банке и полученном виде на жительство в другой стране. Вот как это сделать.

Как уведомить об открытых за границей счетах

Когда человек, намеренный прожить за рубежом менее 6 месяцев в календарном году, открывает счет в другой стране, он должен сообщить об этом российской налоговой. Банки РФ сами передают сведения налоговикам, поэтому про российские счета рассказывать не нужно. Так, если вы откроете счет в зарубежном филиале российского банка, уведомлять налоговую не придется.

А вот иностранные банки в российскую налоговую ничего не сообщают, поэтому такая обязанность лежит на владельце счета. Уведомлять ИФНС нужно об открытии или закрытии счета либо об изменении реквизитов — не позднее 30 дней с момента события. Еще нужно уведомить инспекцию о движении денег по счету не позднее 1 июня следующего года. Подробнее об этом отчете я расскажу ниже.

Есть исключение: можно не подавать сведения, если на момент открытия или закрытия счета вы собирались провести за границей больше 183 дней в течение календарного года и на 31 декабря так и оказалось. Если же 183 дней не набралось, уведомление об открытии или закрытии счета нужно сдать вместе с отчетом о движении денег по нему — до 1 июня следующего года.

Главные новости — в нашем Телеграме

Уведомление об открытии счета в зарубежном банке. Сведения надо представить в налоговую инспекцию по месту жительства или месту временной регистрации, если нет постоянной прописки. Если нет ни постоянной, ни временной регистрации, можно отправить информацию в ИФНС по месту расположения недвижимости. Если нет и недвижимости, об иностранных счетах можно уведомить любую налоговую, кроме тех, что занимаются регистрацией бизнеса.

Информацию проще всего подать онлайн — заполнить форму в личном кабинете налогоплательщика в разделе «Каталог обращений» → «Информировать о счете в иностранном банке» → «Уведомление об открытии счета (вклада) в банке или иной организации финансового рынка, расположенных за пределами территории РФ» → «Подать заявление».

Если в ближайшее время вернетесь в Россию, можно прийти в инспекцию лично. Также можно отправить представителя — в этом случае необходима нотариальная доверенность с полномочиями уведомлять налоговую о заграничных счетах.

Еще можно отправить сведения почтой — даже из-за границы. В этом случае датой представления будет дата отправки.

Отчет о движении денег по счету. Кроме информации о счетах государство хочет получать сведения об обороте денег на них. Для этого вам придется заполнять отдельный отчет — о движении денежных средств.

Этот документ надо подавать ежегодно не позднее 1 июня. Например, вы открыли счет в зарубежном банке 28 марта 2022 года — сведения о движении денег по нему надо будет передать налоговикам не позднее 1 июня 2023 года. Но при условии, что на 31 декабря 2022 года вы провели за границей менее 183 дней. Если же 183 дня или больше — отчет можно не сдавать.

Способы подачи отчета такие же , как и уведомления об открытии счета. В отчет не нужно вписывать информацию о каждой операции, но нужно указать, сколько денег было в начале года, сколько пришло, ушло и осталось — отдельно по каждой валюте. В вашей ситуации, если вы хотите переводить на счета в иностранных банках зарплату, вам надо будет показать движение денег: сколько было на счете изначально, сколько поступило в течение года, сколько вы потратили и какая сумма осталась.

Отчитываться не придется, если сумма переводов резидента менее 600 000 Р в год или эквивалентной суммы в валюте и счет открыт в стране ЕАЭС либо в государстве или на территории, от которой ФНС получает информацию автоматически. От всех остальных стран налоговая информацию не получает.

Учтите, что сейчас резиденты вправе переводить из российского банка на свои зарубежные счета до 1 млн долларов каждый месяц или эквивалент в другой валюте. Зачислять можно любую валюту, кроме:

  1. Дивидендов по акциям российских акционерных обществ.
  2. Распределения прибыли российских ООО, хозяйственных товариществ и производственных кооперативов.

Ответственность за неуведомление. Если вы не уведомите налоговую о зарубежном счете и движении денег по нему, вас могут оштрафовать.

Штраф за непредставление сведений об открытии или закрытии счета — от 4000 до 5000 Р . Штраф за нарушение срока или формы представления — от 1000 до 1500 Р .

Штраф за нарушение срока подачи отчета о движении денег зависит от длительности просрочки. Так, при опоздании до 10 дней можно отделаться предупреждением или штрафом от 300 до 500 Р . А если задержаться более чем на 30 дней, штраф составит от 2500 до 3000 Р .

Как уведомить о получении ВНЖ в другом государстве

Гражданин России, у которого есть гражданство иностранного государства либо вид на жительство или другой документ, подтверждающий право на постоянное проживание за рубежом, обязан письменно уведомить об этом МВД РФ.

В законе сказано, что граждане РФ, которые постоянно проживают за рубежом, уведомлять о таких событиях никого не должны. Но есть нюанс: ни в одном нормативном акте не сказано, как трактовать слова «постоянно проживать за пределами России». Поэтому лучше не рисковать и подать сведения, ведь за нарушение этого требования предусмотрена ответственность.

Если не уведомите вообще, грозит уголовная ответственность — штраф до 200 000 Р или в размере зарплаты или другого дохода осужденного за период до года либо обязательные работы на срок до 400 часов.

Если уведомите с опозданием, могут выписать штраф от 500 до 1000 Р .

Срок для уведомления отсчитывается с даты получения ВНЖ. Для тех, кто живет в России, и тех, кто живет за рубежом, он отличается.

Если вы получите ВНЖ в другом государстве, пока присутствуете на территории России, уведомление нужно будет подать в течение следующих 60 дней. Например, если вы, будучи в РФ, получите турецкий ВНЖ 10 августа 2023 года, подать уведомление нужно будет до 9 октября 2023 года.

Эти же 60 дней с даты получения ВНЖ будут у вас для уведомления, если вы получите ВНЖ в другом государстве, находясь не в России, но в течение следующих 60 дней приедете в РФ.

А если вы получите ВНЖ, будучи за пределами России, и все следующие 60 дней не будете въезжать в РФ, уведомление надо будет подать в течение 30 дней со дня въезда в Россию. Дата въезда определяется по штампу в паспорте.

Подать уведомление можно лично, через представителя с доверенностью или Почтой России. На почте надо будет предъявить паспорт гражданина России или загранпаспорт.

Уведомление о ВНЖ можно подать только в России. Вы не сможете сделать это из-за границы — не помогут ни консульства и посольства, ни международная почта.

Вам надо будет заполнить уведомление и подать его в территориальный орган МВД России по месту прописки, временной регистрации или месту фактического нахождения.

К уведомлению необходимо приложить:

  1. Копию внутреннего российского паспорта.
  2. Копию ВНЖ или аналогичного документа.
  3. Копию паспорта иностранного государства либо иного документа, который подтверждает наличие другого гражданства, если оно есть.

Постарайтесь оформить все документы в соответствии с установленными требованиями и сроками. Это поможет вам избежать штрафов и уголовной ответственности.

В каких случаях счета физлиц подпадают под налоговые проверки?

Федеральная налоговая служба с 17 марта 2021 года получила расширенный доступ к банковской тайне.

Эта новость стала топовой буквально за несколько часов. Хотя, большинство полномочий было дано налоговикам еще в 2016 году.

Подпункт 1.1 статьи 86 НК РФ действует с сентября 2016 года. По нему банки обязаны сообщать в налоговые органы об открытии или закрытии счетов обычными гражданами.

Причем, это требование было в НК РФ с 2014 года, но в других формулировках и в других статьях кодекса. Налоговики имеют доступ к счетам граждан уже более шести лет.

Существенное отличие новых полномочий состоит всего лишь в том, что раньше налоговики могли получать данные о счетах клиентов только в рамках проверок. Теперь банки обязаны предоставить и вне рамок налоговой проверки.

Что это меняет? Почти ничего. И до этого пояснения вряд ли банк отказал бы ИФНС в информации. Более того, у банков не было прав на выяснение причин, из-за которых ИФНС направила им запрос.

Банки обязаны информировать налоговую на основании статьи 86 Налогового кодекса РФ:

  1. Об открытии и закрытии счетов, вкладов с 2016 года.
  2. Об изменении реквизитов счета граждан с 1 июля 2014 года.
  3. О предоставлении права компании или ИП использовать корпоративные электронные средства платежа с 1 сентября 2016 года.
  4. О предоставлении права гражданину использовать персонифицированные электронные средства платежа с 1 сентября 2016 года.
  5. Об остатках на счетах и выписки по счетам, открытым в драгоценных металлах, с 1 июня 2018 г.
  6. О счетах, привязанных к электронным кошелькам с 1 апреля 2020 года.

Когда ИФНС проводит налоговую проверку граждан

ФНС вправе запросить в банках информацию при проведении проверки конкретного физического лица.

Первое. Обычно, это происходит, когда граждане обращаются в налоговую за налоговым вычетом при покупке квартиры. Есть и другие вычеты на лечение, обучение, но они меньше по суммам.

Второе. Проверить могут любого гражданина на основании любой информации (в том числе поступившей от бдительного соседа) о том, что он о нелегально занимается предпринимательской деятельностью. Например, сдает квартиру или берет наличными за репетиторство.

Третье. Проверка может быть назначена, если банк предоставит налоговикам информацию о подозрительных денежных переводах, например, крупное (от 10 000 $ эквивалент в рублях) поступления из-за рубежа.

Четвертое. По запросу налоговики «увидят» информацию о постоянных, одинаковых платежах на карту.

Пятое. При внесении крупной суммы (от 10 000 $ эквивалент в рублях) на карту через банкомат.

Какие данные банки передают налоговикам

Налоговики получили право запрашивать у банков копии документов клиентов:

  • паспорта клиентов;
  • доверенности на распоряжение денежными средствами;
  • договора на открытие и закрытие счета;
  • карточек с образцами подписей.

Согласно новым полномочиям у налоговиков, как и раньше, нет прямого доступа к выпискам по операциям на счетах.

Получить эти сведения они могут только с согласия руководителя вышестоящего налогового органа или руководителя ФНС во время проверок.

На основании запроса банки обязаны выдавать налоговым органам:

  • справки о наличии счетов, вкладов и остатках денежных средств (драгоценных металлов) на счетах;
  • выписки по операциям на счетах, по вкладам;
  • справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств.

Ответить на запрос банки должны в течение трех дней со дня получения запроса от ИФНС.

Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *